hahi (hahi) wrote,
hahi

Невероятные приключения канадца в Тбилиси. Часть 1.

Часть отпуска, проведённую в Израиле, я описывать не буду - про Израиль и так все всё знают :) Отмечу только обалденную позитивную динамику, особенно заметную, если приезжать раз в несколько лет - всюду строится и открывается что-то новое. Про дороги вот только не могу не сказать - из всего виденного мной в довольно многих странах израильские дороги по количеству, качеству и организации движения уступают разве что немецким; а может, и им не уступают. Неприятно удивили в Израиле цены, показавшиеся неожиданно очень высокими - и это наблюдение было подтверждено несколькими друзьями. Зато какие в Израиле девушки.... так, ладно,

Моим гидом по Тбилиси был парень, увезённый школьником в Канаду, выучившийся здесь в универе и вернувшийся на родину по саакашвилевскому призыву - именно таких молодых и западных Мишико искал для своих реформ. Гид приехал за мной на такси, и мы поехали в центр. Первым ярким впечатлением от Тбилиси было почти полное отсутствие светофоров. Два потока машин пересекаются на перекрёстке и каким-то немыслимым образом проходят друг сквозь друга без столкновения, как пучки нейтрино. Как им это удаётся, я так и не понял - наверно, этому учат с детства; но непривычному пассажиру сперва жутковато - за день-два, впрочем, я привык.

Осмотр города мы начали с восхождения к крепости Нарикала, откуда открывается обалденный вид.
 photo IMG_20151114_104625_zpsxmdpvlzf.jpg
Справа - Авлабар, воспетый в небезызвестной "Хануме". В глаза бросается огромное советское панельное здание; возможно, когда-то это был престижный дом, но сейчас вблизи оно смотрится ещё хуже, чем издалека. Левее - церковь Метехи, конный памятник основателю города Вахтангу Горгасали и мост мучеников - по преданию, именно с этого моста персидский шах повелел сбрасывать грузинов, отказавшихся плевать на крест.

photo IMG_20151114_104203_zps5yksgak2.jpg
На другой фотке видны сооружения эпохи Мишико-строителя: чудесный пешеходный мост, недостроенные трубы филармонии, странные грибочки Дворца Юстиции и дворец президента с куполом а-ля рейхстаг. Говорят, многие грузины не приняли все эти новостройки из-за их "нетбилисскости"; не знаю, мне всё, кроме рейхстага, понравилось. Стоит отметить, что большинство встреченных - экскурсоводы, таксисты, продавец сувениров - отзываются о Саакашвили с большой симпатией, и искренне благодарны ему за разгром коррупции и воров в законе. Как ему это удалось - совершенно непонятно; впрочем, в стране езды без светофоров возможны, по-видимому, любые чудеса.

Мы с моим новым товарищем полюбовались городом и собрались спускаться из крепости, и тут ливануло, да так, что хорошо отполированная брусчатка крутых и извилистых подъёмов в крепость стала напоминать бобслейную трассу. Цепляясь за стенки, мы как-то добрались до низу, и мой гид заметил, что надо немедленно выпить за наше чудесное избавление. Предложение мне понравилось, но я решил прикинуться питерским интеллихентом и попросил проложить маршрут к источнику выпивки мимо максимального числа достопримечательностей - и мы побрели по Старому Городу.

В Старом Городе есть какое-то количество улиц, отремонтированных и облагороженных для туристов, но шаг в сторону приравнивается к побегу в разруху. Тротуары весьма условны, проезжая часть напоминает трассу для испытаний внедорожников, дома облупились, заборы покосились. Мы решили обратить больше внимания на позитив и погуляли между симпатичными памятниками, психоделической башней Резо Габриадзе и храмами всех религий.

photo IMG_20151112_120229_zpssmy179rc.jpg
 photo IMG_20151112_113331_zpsn2c0psx6.jpg
 photo IMG_20151112_113431_zpsm0g4ryxd.jpg
 photo IMG_20151112_120538_hdr_zpsyyqfj452.jpg
 photo IMG_20151112_114258_zpsduqebqk2.jpg

О храмах стоит сказать отдельно. В центре Тбилиси есть указатель (несфотканный мной из-за дождя), где четыре стрелки указывают в одну и ту же сторону на мечеть (общую для шиитов и суннитов, Карл!), синагогу, армянскую церковь и грузинскую церковь. Трудно сказать, объясняется ли подобная гармония нехваткой места для строительства в зажатой между гор долине или действительно врожденной толерантностью, но факт налицо.

photo IMG_20151112_115410_zpsrtnoxneb.jpg
Затем мы добрались до площади Свободы, где в центре памятник Георгию-драконобойцу успешно заменил Ильича советских времён (молодцы, грузины!) и вышли на проспект Руставели. Широкий бульвар хорошо смотрится на фоне лабиринта переулков Старого Города, но его архитектура ленинградца не вдохновила - театры и дворцы там явно строили те итальянцы, которые не прошли интервью на работу в Петербурге.

К этому моменту мы решили, что вкусили достаточно духовной пищи, и пора бы позаботиться о телесной. К моему гиду присоединился товарищ, и мы отправились в некий подвальчик с лучшими в городе хинкали. Я не знаю, лучшие ли они, но они были прекрасны. Когда я начал чувствовать себя кадавром, удовлетворённым желудочно, на столе неожиданно появился дымящийся хачапури - и я понял, что сегодня меня ждут серьёзные исытания.

С зажатым в зубах куском хачапури я был усажен в такси, и мы поехали в Мцхету, древнюю столицу Грузии, где находится главная святыня грузин - собор Светицховели. Надо сказать, что грузины очень набожны - и, как кажется, искренне. И таксисты, и мои спутники крестились, проезжая мимо храмов, а привезённые мной из Израиля сувениры со Святой Земли были расцелованы в полном восторге.

photo IMG_20151112_152458_hdr_zpson7qfzy7.jpg
Дорога в Мцхету проходит по берегу Куры. Сама река, воспетая русскими поэтами, меня не очень вдохновила, а вот пейзажи вокруг красивые; впрочем, мне, выросшему и живущему на равнине, очень нравятся любые горные пейзажи.

Мцхета встретила нас сбивающим с ног ветром. Одну из многочисленных идущих к храму невест находчивые родственники завернули во что-то типа рулона линолеума, на остальных зябнущих девушек было страшно смотреть. Мы спрятались от ветра в храме и начали осмотр.

photo IMG_20151112_152924_hdr_zpsjjf1od20.jpg
 photo IMG_20151112_153342_zpsaq5revkj.jpg
 photo IMG_20151112_154604_zpsbqnws9gx.jpg
Грузинские храмы очень своеобразны. Они либо построены в первом тысячелетии, как мцхетский, либо являются более поздними повторениями той древней архитектуры. Обгоняя по возрасту европейские романские храмы, они, тем не менее, кажутся более лёгкими и, если это слово можно применить к архитектуре, оптимистичными - то ли за счёт конических наверший куполов, то ли за счёт частого расположения где-нибудь на вершине горы. Светицховели не кажется очень высоким со стороны, особенно из-за окружающей его крепостной стены, но внутри его высота едва ли не готическая. Колонны и стены очень массивны, и ширина нефов и трансептов почти равна толщине опорных конструкций. Храм из-за этого представляет собой лабиринт маленьких закоулков, с многочисленными реликвиями внутри, и даже с совсем уж древними встроенными часовенками - мне сразу вспомнился храм Гроба Господня в Иерусалиме. Закоулки, полумрак, запах ладана и уносящиеся к небу галереи настроили на мистическую волну даже меня, агностика-нехристя. Впрочем, фраза моих товарищей "пора греться вином" быстро и вполне радостно вернула меня с небес на землю.

К вину сперва подали зелень и соленья, и это было в самый раз - но вскоре на столе появились мцвади, шашлыки. Замечу в сторону, что, оказывается, шашлыки в Грузии в основном свиные, а отнюдь не бараньи. Барашков едят разве что весной, а так - активно экспортируют в соседнюю Турцию. Я жалобно поинтересовался, а зачем шашлыки. Закусывать надо, строго ответили мои друзья. Вино закусывать вроде не обязательно, попытался посопротивляться я - но тут по улице прокатился какой-то совсем уж безумный вихрь, электричество погасло, и мои спутники радостно завопили: "Вот видишь, в такую погоду надо чачу пить, а её-то точно надо закусывать!" На столе появилась чача, и гастрономический квест вышел на новый уровень.

В такси на обратной дороге в Тбилиси мой организм вспомнил, что накануне я добрался в гостиницу из аэропорта в 2 ночи, и задремал. Проснулся я от сильного запаха серы. Не открывая глаз, я задумался, почему Создатель именно сегодня решил прибрать меня в то место, где хуже климат, но интереснее общество - вроде я не впервые ел свиные шашлыки. Впрочем, я быстро решил, что кончина от перепоя и объедания - это вторая по прекрасности смерть для мужчины, но тут меня потянули за рукав и вежливо, но убедительно сказали: "Выходи из такси, дорогой, чебуреки будем кушать!” - и тут я вспомнил, что утром я неосторожно обмолвился, что очень люблю чебуреки. Мне было отвечено, что чебуреки, в общем-то, еда не грузинская, но в районе знаменитых серных бань есть одно местечко, где их делают изумительно...

photo IMG_20151112_193915_zpsk0swezob.jpg
Окончание этого дня предоставлю домыслить моим читателям :) Интересно, впрочем, что на следующий день, когда мы сели играть, а в расписании чемпионата никакой перерыв на еду не был предусмотрен, я чувствовал себя очень бодро - что для меня с голодухи нетипично - и прекрасно понимал запасающих еду в горбах верблюдов. Но об игре и последующих приключениях - в следующей записи.