hahi (hahi) wrote,
hahi
hahi

Category:

Reading log

На улице мерзопакостно, на работе подозрительное затишье, утром машина была покрыта снегом, Зенит проиграл... надо срочно - нет, не выпить, для этого придётся ждать вечера - но хотя бы поговорить о вечном, о книгах. Поделюсь-ка я прослушанным за последнее время, хотя это прослушанное для меня в основном оказалось разочарованием - поговорите со мной об этом.


1) Питер Хёг, "Смилла и её чувство снега"

Едва ли не культовая в своё время, как я понял по количеству созданных по ней вопросов ЧГК, книга. Начинается за исключительное здравие - держащий в напряжении детективный сюжет, отличный юмор (куда там британскому до датского, как я погляжу), замечательная во всех отношениях героиня; но потом автор теряет чувство реальности, в сюжет настойчиво влезает какая-то странная мистика, героиня перебондивает самого Бонда, становясь всемогущей и неуязвимой... в итоге общее впечатление скорее упокойное. Вывод: раньше надо было читать, принёс бы команде очки; а так - совершенно не обязательно.

2) Пелевин, "Лампа Мафусаила"

Вот зарекался ведь не читать Пелевина, ибо после "Чапаева" и "ОМОНа" всё было скучно и вторично - но повёлся на восторженный отзыв в одном журнале, убил кучу времени. Краткое содержание книги: голубые и гомофобы, ватники и про-европейцы, чекисты и масоны - все вокруг пидорасы, один только автор д’Артаньян. Ну и плюс традиционная пелевинская мистика, астралы, пришельцы и машины времени. Вывод: Пелевин never more.

3) Томас Пинчон, "Выкрикивается лот 49"

Первое знакомство с Пинчоном; впечатление очень двоякое. Написано отлично, с хорошим юмором, с многочисленными (и мне отнюдь не всегда понятными, увы) аллюзиями на культурные и политические события 50-х и 60-х, но что, собственно, автор хотел сказать - остаётся загадкой. То есть там много умных деклараций и рассуждений о судьбах Америки, но стиль и сюжет повествования не позволяют определить, всерьёз эти декларации и рассуждения, или стёб. Говорят, что это - яркий пример постмодернистской литературы, но я человек тёмный, и плохо понимаю, что такое постмодернизм. Книга на каком-то этапе напоминает о ещё двух знаменитых произведениях. Во-первых, о "Волхве" Фаулза; там герой тоже никак не может понять, что из происходящего вокруг реально, а что - игра, в которую он вовлечён помимо своей воли. Я даже полез проверять, кто был раньше, Пинчон или Фаулз - роман Фаулза написан на год раньше, так что Пинчон вполне мог с ним ознакомиться и впечатлиться. А во-вторых, гениальный эковский "Маятник", где герои так увлекаются игрой в мистику, что сами создают вокруг себя безумный и губительный мир. Вывод - читать Пинчона дальше, желательно в оригинале.

4) Джулиан Барнс, "The Sense of an Ending" (по-русски - "Предчувствие конца")

А вот это блеск. Сразу и не припомню, где и кому ещё удавалось вложить столь много умных, неортодоксальных и неоднозначных рассуждений о жизни и её смысле (или его отсутствии) в небольшую по объёму книгу - скорее повесть, чем роман. Можно, наверно, сравнить с "Остатком дня" Исигуро, но тот более узок и специален, а у Барнса всё сразу - и ответственность за наши слова и поступки, и настигающее нас в будущем прошлое, и невозможность переписать жизнь с черновика набело, и многое другое. Вывод: читать всем, и по возможности в более раннем возрасте :) Традиционное спасибо моей литературной гуру sova_f за наводку!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments